Цифровые знания

Мослента moslenta.ru  Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС   10 ноября 2016

Яна Кремнёва


Московские школьники постепенно привыкают учиться по цифровым книгам. Переход на такой формат, как оказалось, не проходит для столичных школ безболезненно. МОСЛЕНТА расспросила руководителей учебных заведений, педагогов и представителей издательств, как прошёл первый этап внедрения электронных учебников, какие проблемы это вызвало и есть ли плюсы у такого нововведения.

Согласно расчётам программы «Столичное образование», сделанным в 2014 году, около 5% московских школ уже к концу 2016-го должны перейти на обучение по цифровым книгам, а к 2018 – 10%.

По заявлению министра образования РФ Ольги Васильевой, электронные версии учебников должны уже сейчас использоваться наравне с печатными, это общемировая тенденция. Однако покупка интерактивных книг — пока лишь дополнительная головная боль для московских школ.

Со своим уставом

Учебные заведения сами решают переводить классы на электронное обучение или нет. При этом учитывается мнение и педагогов, и родителей.

Например, в 1347-й школе первыми предложили внедрить электронные учебники учителя начальных классов. Теперь вся «началка» пользуются планшетами. А вот в соседней 1371-й школе внедрение новейших технологий поддержали только педагоги средней и старшей школы.

 Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

«Обычно ко мне подходит учитель и говорит, что будет работать в этом классе и по этому предмету с электронными учебниками. Затем мы обсуждаем вопрос с родителями. После контрактная служба закупает лицензии, сколько необходимо, — рассказывает руководитель ассоциации молодых директоров и директор школы № 1371 Илья Бронштейн. — Однако мы сегодня не готовы к 100%-му переходу на электронные учебники всей школой. Как минимум — из-за того, что нужные учителям цифровые книги есть не по всем предметам».

Цифровая обманка

Часть школьных электронных учебников представляют собой обычные печатные издания, переведённые в pdf-формат. Педагоги их называют «обманками», так как они не могут обеспечить ребенка необходимыми аудио- и видеоматериалами, интерактивными заданиями, ссылками на энциклопедии, которые можно открыть прямо на уроке. Остается просто картинка на мелькающем экране. Единственный плюс от таких учебников — их легче носить в школу.

«Pdf-версии книг — это просто баловство. Вроде бы они и отвечают нормативным требованиям, но смысла в них нет, то есть они не отвечают требованиям урока. Интерес цифрового учебника — в интеграции технических возможностей и учебных материалов», — объясняет Илья Бронштейн.

Коррекция учебников, которые появились как pdf-версии, сейчас обсуждается руководством некоторых школ и целым рядом издательств. По словам директора школы №1374 Маргариты Бриткевич, их учебное заведение совместно с издательством «Просвещение» работает над исправлением недочётов.

«В pdf-версиях будут поправки, но меняются также и интерактивные версии: у нас в этом году в них увеличилось количество внутренних ссылок на энциклопедии других познавательных ресурсов. Уже изменились книги для начальной школы по русскому, окружающему миру, математике, чтению. Это отмечают сами учителя», — рассказывает Маргарита Бриткевич.

Однако создание интересной электронной формы, прежде всего, задача издательства, которое разрабатывает платформу для учебника. Именно оно может добавлять иллюстрации, задания и мультимедийные вставки.

«В электронной форме учебника есть электронный и печатный слои. Функции слоя электронный учебник — создание заметок, закладок, копирование текста, выполнение заданий, работа с галереей медиаобъектов. Этот слой постранично привязан к печатному», — комментирует руководитель Центра по цифровым продуктам издательства «Просвещение» Николай Елисеев.

Никуда без печатных книг

Однако полностью отказываться от печатных учебников, по мнению экспертов, ещё рано. Хотя бы потому, что не у всех семей есть возможность обеспечить ребенка планшетом, на который скачивается цифровая книга.

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

«У нас около 60% ребят в классах начальной школы с электронными учебниками, остальные пользуются печатными, — рассказывает Маргарита Бриткевич. — В старшей школе со своими планшетами около 90% ребят, но с ними мы ещё на электронные книги не переходили».

Илья Бронштейн отмечает, что в 1371-й школе ситуация иная. Детей с печатными учебниками в классах больше, чем с электронными. Да и финансовой возможности у школы обеспечить всех учеников планшетами просто нет.

«Ребенку никто планшет не покупает. Книги скачиваются на их собственные гаджеты. Если планшета нет, ученик пользуется бумажной книгой. В классах можно использовать оба варианта», — добавил Бронштейн.

Деньги из бюджета на закупку электронных книг или планшетов школам пока действительно не выделяются. И это при том, что цифровые версии учебников почти в пять раз дешевле печатных!

На изготовление, разработку, комплектацию и доставку учебной литературы и электронных приложений для образовательных учреждений правительство Москвы в 2017-2018 годах предусмотрело траты в размере 1,183 миллиарда рублей в год. А вот отдельной строки в бюджете на закупку электронных учебников нет.

Источник: https://moslenta.ru/edu/elektronnyeuchebniki.htm