Одиннадцать лет принудительных работ

Мослента moslenta.ru   Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС  28 сентября 2016

Софья Козлова


Намедни новый министр образования и науки РФ Ольга Васильева выступила с неоднозначным заявлением. Сказала, что в школы пора бы вернуть славные добрые времена, когда ученики самостоятельно убирали помещения и прилежащие территории. Видимо, совсем от рук отбились.

Коротко и по существу: по мнению Васильевой, выступившей на заседании комитета СФ, система школьного образования нуждается в уборке. Конечно же, самих школ и, естественно, учениками. Кроме того, как передал РБК, неплохо было бы «вернуть сельские бригады», и «работу на приусадебных участках, которая была всегда». Насчёт школьных помещений министр уточнила, что уборка никак не должна граничить «с угрозой жизни и здоровью» ребёнка. Видимо, мыть крыши и окна третьего этажа всё-таки не заставят.

Какова причина перемен? Всё достаточно просто: Васильева уверена, что подобный прыжок в «старину глубокую» поможет «вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет». И, соответственно, взрастить полноценного созидателя, а никак не «маленького потребителя». Проблема в том, что теми самыми «потребителями», скорее, уже стали родители. Но об этом чуть позже.

За и против

Итак, знатоки, вопрос: как относиться к этому заявлению? Родители быстренько разделились на два лагеря. Кого больше — сразу не поймёшь. Одни вполне спокойно восприняли идеи Васильевой. Действительно, а что в этом такого ужасного? Практически каждый из нас прошёл через уборки столовых, классов и холлов, особенно перед каникулами (во многих школах вообще практиковалась генеральная уборка старшеклассниками всего здания в течение нескольких дней, и это считалось летней практикой).

С одной стороны, очищать школьный линолеум от вековых жвачек, а светлые стены — от следов битв будущих каратистов не сильно-то хотелось. Особенно, когда за окном — солнышко, птички поют, а каникулы только начались. С другой стороны: вспомните, чем ещё мы занимались во время масштабных уборок? Болтали, резвились, хохотали… Да и на саму работу ежедневно уходило не так много времени, буквально пара-тройка часов. После этого школьников возили на экскурсии, прогулки в парки и т. п. А уж наведение порядка во время обычного дежурства вообще отнимало минут 20.

Это одна точка зрения. Вторая — совершенно противоположная. Недовольные словами министра родители искренне не понимают, с какого, извините, перепуга их детки должны в заслуженное свободное время «вылизывать» школу? Плюс, мало кто верит, что ученикам повсеместно будут выдавать чистящие средства, соответственно — получите ещё одну статью расходов. В общем, возражений много: начиная с того, что «после 6 уроков и в форме за 5-7 тысяч рублей только и убираться», заканчивая сравнениями услуг школы с парикмахерской.

«Видите ли, нам сказали, что образование — СФЕРА УСЛУГ. Мы платим налоги и получаем услугу, а потом ещё платим за продлёнку, учебники и много чего», — пишет в Facebook пользователь Наталья Рожкова и приводит аналогию с парикмахерской.

Наталья Рожкова. ПРО МЫТЬЕ ПОЛОВ В ШКОЛЕ
(ибо трудолюбивые камрады не догоняют, что случилось)
Видите ли, нам сказали, что образование — СФЕРА УСЛУГ. Мы платим налоги и получаем услугу, а потом еще платим за продленку, учебники и много чего.
Окей, допустим. Вот парикмахерская — сфера услуг. Платишь за стрижку. А теперь представьте, что: а) парикмахерская обслуживает только в сменке и со своими ножницами определенной модели;

В целом, есть в этом доля правды. Не так просто отыскать родителя, у которого не начинался бы нервный тик при упоминании новых и совершенно необходимых для учёбы тетрадок-линеек-кисточек-красок и прочего «богатства». Да и платные продлёнки и другие «радости» продолжают подогревать родительскую нервную систему. Многие искренне считают, что школы беспощадно вытягивают деньги, нервы, а взамен дают не так много (якобы часто детям приходится самостоятельно изучать дома не пройденные в классе материалы).

Неудивительно, что взрослые привыкли воспринимать школу как составляющую рыночной экономики. И эта «парикмахерская» показывает то самое, уже укоренившееся потребительское отношение родителей и учеников (от чего и пытается избавиться Ольга Васильева).

В свою очередь, сторонники умеренного детского труда продолжают держать оборону. Их, кстати, оказалось много среди читателей «Комсомольской правды»: издание дало возможность высказаться всем желающим по этой теме в своём опросе в Facebook.

«Я не понимаю, почему это вообще обсуждается? Элементарно — убрать класс, подмести пол, вытереть доску, полить цветы, — это у нас теперь называется насилие над детскими душами? Это то, что может и должен уметь каждый ребенок, и это не стыдно, не зазорно и не обременительно. Гораздо хуже быть не приспособленным к жизни белоручкой, не умеющий делать элементарных вещей, зато сутками висящем в ай — фонах, ай — падах и прочей ай — хрени. По моему скромному мнению», — пишет в комментариях Ольга Миронова.

«За собой убрать и поддержать порядок не зазорно! А то потом цены труду не знают», — отмечает Наталья Сонина.

Мнение детей — однозначно нет

МОСЛЕНТА провела свой опрос и поинтересовалась мнением не только родителей, но и самих детей. Все наши респонденты относятся к идее Васильевой весьма однозначно и резко негативно.

«Нет, не хотим убирать класс. Лень. А если и не лень, после своих праздников мы за собой убираем. В другие дни есть уборщицы, зачем нас этим грузить?», — резонно замечает Соня Гулина, ученица 9 класса университетской школы.

«Если я намусорю где-то — я сам за собой уберу. А полы мыть не буду. Иначе зачем тогда школе уборщицы?», — считает шестиклассник Илья.

Маму школьника Ирину Чевтаеву больше возмущает другой аспект проблемы, о котором почему-то мало кто вспоминает. «Сначала они требуют школьную форму, которая стоит безумных денег, а потом в этой школьной форме предлагают полы мыть? Нет, я против», — говорит она.

«Я помню, как мы в школе полы мыли, — вспоминает один из наших респондентов, воспитывающий сейчас двух детей школьного возраста. — Тогда это было прикольно — а сейчас за эти „полы по морскому“ да половой тряпкой вымытые доски я б убил нафиг!».

Как убирались — так и убираемся

Кстати, как ни странно, для некоторых вообще оказалось новостью, что ученики больше не наводят чистоту в классах и столовых. Как рассказала МОСЛЕНТЕ преподаватель московской школы №12 Татьяна Черешнева (стаж — 32 года), во многих общеобразовательных учреждениях такое действительно уже несколько лет не практикуется.

«Но у нас управляющий совет решил оставить дежурства», — добавила она. Единственное, трудовой летней практики всё же нет, хотя и её руководство хочет вернуть. Сама педагог уверена, что уборка действительно помогает воспитать в ребёнке ответственность, чистоплотность, и это не пустые слова. На заметку: чистящие средства выдаются детям администрацией, взрослые ничего покупать не должны.

Возвращаясь к воюющим родителям. Подавляющая их часть всё же сходятся, как ни странно, в одном: школа должна давать образование, а вот воспитывать — вряд ли. Это обязанность семьи. Соответственно, в головах большинства нынешних взрослых плотно засело восприятие школы как учреждения, в котором ребёнок получает знания и какие-никакие навыки социализации — не более. А что это, как не сфера услуг?

При этом, по словам Татьяны Черешневой, нередко бывает, когда ребёнок, приходя в первый класс, не может даже завязать шнурки и ни разу не был в музее или на Красной площади (не говоря уже о полном неумении читать). Родители утверждают, что этим должна заниматься школа.

Очевидно, что отношение к школе как институту давно и сильно искажено, у всех своё представление о том, что она обязана, а что нет. И принудительные работы, введённые без оглядки на существующие проблемы, вряд ли сыграют на руку образовательной системе. На вчерашнем заседании Ольга Васильева упомянула о создании регламента отношений между школой и родителями, которые сегодня перевернуты «с ног на голову». Что ж, посмотрим. Вполне возможно, это даже важнее, чем мытьё классных полов.

Источник: https://moslenta.ru/edu/odinnadcat-let-prinuditelnyh-rabot.htm